Пружинный выбор для Котлеты
Трудности выбора пружин…
Можно выбрать так
Или так
И опыт сын ошибок трудных…в данном примере как никогда
Решил
привести хронологию истории, основаной на реальных событиях, как
подбирались пружины на трофическую машину. Изначально было предложено
привезти машину (600 км в один конец) подобрать пружины, настроить
подвеску, вернее установить стойки. Вроде бы не близко но и не далеко, в
результате история и переписка затянулась… Ну и в итоге исправляли что
могли.
02/03/2017
«Достраиваем новый аппарат под РАФ по ТР-3.
Предыдущий был поставлен на Coil Over 2,5″ 12″. Пружины стояли основные
314х400 — 2 шт., 314х350 — 2 шт.
> вспомогательные 310х225 — 2 шт., 310х175 — 2 шт.
> Есть ещё комплект вспомогательных 312х250 — 2 шт. и 312х200 -2 шт.
> Машина была совсем другая и по весу и по подвеске. Отбой был примерно 30%.
> Сейчас всё по другому. Новые характеристики. Изменился вес, углы стоек, нужен отбой 60-65%.
>
Различные комбинации с имеющимися пружинами не приводят к нужному
результату, стойки по ШС встают в пределах 74-76 см, что и до 30% далеко
не дотягивает (25-26%). Поэтому вижу выход один — замена пружин, причём
на более длинные…
> Поэтому думаю нужны более длинные и слабые пружины, которые смогу больше зажать».
3/03/2017
«…Стойки,
что спереди что сзади, встают в среднем на 75 см (от 74 до 76),
соответственно свободного хода остаётся примерно 750-521=230 мм, а .надо
отбой 60-65% — это порядка 110 мм. Ход амортизатора 305 мм.
Перестановка задней комбинации на перёд опускает стойку всего на 1,5 см.
…нужно серьёзней снижать жёсткость обеих пружин. Перёд 300+150, зад 250+150…
…нужен отбой 60-65%, т.е. на сжатие примерно 110.»
26/01/2018
«…нужно попробовать 3х14х300 и 3х10х150 и 3х10х125. Всех по 2 шт»
6/03/2018
«…Начали ходовые испытания нового аппарата. Необходимы пружины:
— 3х12х300 — 2 шт.
— 3х12х150 — 2 шт.
комплект доп.пружин — 2 шт.»
2/04/2018
«…нужны 316х250 и 316х225»
13/04/2018
«Я уже немножко потерялся в нахождении правильного решения. Сегодня занимался очередными экспериментами.
…нужно
поставить машину в снаряжённом состоянии по центрам болтов стойки в
интервал 640-670 мм. Угол завала передних стоек у меня 12 градусов, угол
задних стоек 24 градуса. Давление во всех сделал 200. В бамстопы 230.
Масса порядка 1 600 кг.
Сегодня поставил такую комбинацию,
не обращая уже внимание на длину пружин, а основываясь только на подборе
необходимой жёсткости:
-перед 10х225 и 10х175, получил 710
— зад 12х200 и 12х150, получил 760.
Если комбинацию с зада 12х200 и 12х150 ставлю на перед, то получаю 690. Уже ближе к теме, но всё равно много…
…По предположению …нужна вперёд комбинация 16х175 и 10х150.
Так
же я понимаю, что нельзя бесконечно понижать жёсткость пружин. Должна
быть допустимая граница, иначе любые кочки будут проходиться на
бампстопах.
Другие варианты давали следующее:
— перед 12х250 и 12х200 730
— зад 10х175 и 12х150 760
-перед 12х300 и 12х200 735
— зад 10х175 и 12х150 760
Помогайте советом.»
16/04/2018
«.Вариант
привоза-приезда я уже обдумывал. Так и сделаю, если не удастся
последняя попытка. Странно, но центр тяжести у меня не сильно смещён
вперёд. Скорее большее влияние оказывает сильно разный угол наклона
стоек.
Нужны пружины
— 3х16х175
— 3х16х150
— 3х10х125
— 3х10х100″
7/05/2018
«.НЕ нужны пружины,
-312х300 — 2 шт.
-дополнительные — 2 шт. (то же с последнего получения, не ездил совсем, даже не ставил)
314х400 — 2 шт.
314х350 — 2 шт.
310х225 — 2 шт.»
10/05/2018
«.Нужны пружины
314х150
312х125
312х100 всех по 2 шт.»
24/05/2018
«…314х125 и 312х100 …в тему. Всё поставил, промерял. Окончательный вариант есть.
…ещё нужно …310х100 — 2 шт.
…Возвращаю .следующие :
— 310х150 — 2 шт.
— 310х175 — 2 шт.
— 312х250 — 2 шт.»
24/05/2018
«…две пружины 310х100 …очень надо.»
30/07/2018
«…сейчас стоит такая комбинация:
перёд — основная 312х200
доп 314х125
зад — осн 314х150
доп 312х100
Машинка при ней встала на 670 мм, даёт примерно 52% отбоя. Это я принял приемлимым. Но она может по своему желанию делать +\- 100 мм, что периодически просто сразу садит её на бампстопы и я на них еду…»
Все, приехали
Впереди гонка через две недели, а ехать невозможно.
В итоге 2.08.2018 машина
была доставлена на предмет осмотра к 8.00 утра. В 20.00 «котлета» убыла
с подобранными пружинами, после тест драйва. Успели даже тест драйв на Коте
сделать, после Кота наш знакомый был впечатлен, очень впечатлен…стоит
вопрос а зачем это трофи, когда человек передвигается быстрее машины
(все, все молчу-не бросайте шаклами 🙂 уважаемые трофисты).
В
окончательной версии (надеюсь), на Котлете заменили четыре пружины,
четыре оставили поменяв их местоположение, попробовав несколько
комбинаций.
При установке пружин на стойках на специфических машинах,
особенно тех у которых ход отбоя больше хода сжатия, а жесткость пружин
определяет это соотношение (мягкая подвеска) большое влияние на
артикуляцию оказывает жесткость связей-сайлентблоки рычагов и тяг. В
данном примере на машине спереди и сзади применены тяги Панара на
полиуретановых сайлентблоках и клюшки с круглыми полиуретановыми
втулками по типу Уаз Патриот. Клюшки при этом сохраняют вялую
артикуляцию, но она тем хуже и тем замедленнее реакции подвески, чем
сильнее затянуты крепежи сайлентблоков. Поэтому подвеска может принимать
разное положение — жесткости пружин (а они были слабые к тому же) не
хватало для восстановления подвески в среднее положение. Машина вставала
на разную высоту. Поэтому при приведении подвески в нужное положение
все связи были ослаблены, и равновесие/ высота восстановлены, приведены в
нужный вариант. Правильное решение-отказ от сайлентблоков везде и
замена на сферические наконечники, тогда компонентам подвески не мешают
не мешают жесткие «суставы» сайлентблоков.
Проверено на Коте.
Или хотя бы смазка полиуретановых втулок и дать им свободу движения-это компромисс между недорого и удовлетворительно.
В общем то что заняло месяцы, было сделано за часы, при наличии опыта конечно и .пружин. А уж пружин то перепробовано за время до визита…
Некоторые замечания по конструкции машины, свежий взгляд со стороны полезен каждому.