Телефон

+7 (985) 131-67-63

Slider

Возможно ничего нового в этой статье вы не найдете, тем не менее кому то информация будет полезной. Информация из открытых источников в обработке автора.
Рассмотрим пять основных типов амортизаторов применяемых сегодня на автомобилях, мотоциклах, ATV.

Основные популярные типы амортизаторов:

1. Двух-трубные
2. Однотрубные, в том числе:
— Газонаполненный без разделительного поршня — Emulsion
— С разделительным плавающим поршнем IFP (Internal Floating Piston — Internal Reservoir)
— С выносным компенсационным бачком Remote Reservoir
— C  компенсационным бачком типа Piggyback.

Двух-трубные амортизаторы

Двух-трубные амортизаторы могут быть как просто масляными так и газонаполненными. Самые распространенные благодаря дешевизне производства. Внутри внешнего корпуса находится картридж со штоком. На штоке находится поршень и клапан отбоя, клапан сжатия — находится внизу картриджа амортизатора. При ходе штока вниз масло пере-пускается через клапан сжатия. При ходе отбоя масло пере-пускается через клапан отбоя находящийся на штоке. Снаружи картриджа находится воздух, который при сжатии компенсирует вытесняемый из картриджа обьем масла. Двух-трубный амортизатор может быть расположен только так как на рисунке, его нельзя располагать «вверх ногами».

Схема двух- трубного амортизатора

В конструкции двух- трубных амортизаторов возможны различные варианты, например в амортизаторе может быть размещен резервуар заполненный фреоном вместо прямого контакта масла с воздухом. Использование фреона в данном случае никак не влияет на охлаждение амортизатора как вы могли бы подумать, не как в холодильнике :).
Также встречается конструкция в которой, содержится плавающее кольцо-поршень которое уплотняет внешний диаметр картриджа и внутренний диаметр корпуса амортизатора и позволяет заправить амортизатор газом. В такой конструкции, уменьшается явление кавитации и амортизатор может быть установлен в любом положении. Скорее это исключение из правил.
Преимущества-дешевизна, амортизатор сохраняет работоспособность при повреждении внешнего корпуса (в разумных пределах), -давление газа невысокое благодаря клапану в корпусе движение более комфортное, амортизатор более мягкий, низкое давление газа нагружает уплотнения в малой степени, и трение компонентов минимально. Но…двух — трубные амортизаторы в спортивном приложении как правило не применяются ввиду их недостатков. Газ может смешиваться с маслом, возникает емульсии (что приводит к меньшей эффективности работы до минус 40%), поршень меньшего размера и менее чувствителен к изменению давления, меньший объем масла, низкое давление газа делает его менее жестким, возможность монтажа только «вверх головой».

Газонаполненные однотрубные без разделительного поршня — Emulsion Shocks

В названии содержится основной признак такого амортизатора — газ смешивается с маслом и образуется емульсия как и в двух-трубном амортизаторе, тем не менее он одно-трубный.
У таких амортизаторов нет выносных компенсационных бачков с разделительным поршнем или разделительного поршня в корпусе амортизатора. Также такие амортизаторы заполнены маслом частично-так как требуется объем для вытеснения масла при ходе сжатия для поршня и штока. Если его заполнить полностью-он работать не будет, или масло выдавится наружу если свободного объема будет мало и усилие сжатия будет достаточным. Набор шайб клапана сжатия располагается со стороны штока, шайбы клапана отбоя со стороны гайки.

Схема emulsion амортизатора

Газонаполненные однотрубные эмульсионные амортизаторы заполняются азотом под давлением около 15-17 bar в зависимости от производителя для снижения эффекта возникновения кавитации и снижения температуры при работе. Но тем менее кавитация может возникнуть по причине образования эмульсии из газа и масла. Такие двух-трубные амортизаторы гораздо более эффективны чем двух-трубные так как в них больший обьем масла, меньше склонность к образованию эмульсии. Emulsion амортизаторы нельзя устанавливать «вверх ногами» вверх штоком то есть и для автоспорта менее предпочтительны чем амортизаторы, в которых газ отделен от масла.

Одно-трубные Амортизаторы DeCarbon с разделенными камерами

Если в конструкции амортизатора масло отделено от контакта с газом поршнем или перегородкой-перед вами конструкция амортизатора DeCarbon по имени изобретателя и правообладателя патента. Они могут быть :
— с отдельным выносным компенсационным бачком
— с плавающим поршнем внутри корпуса амортизатора
— с выносным резервуаром типа pyggyback (дословно «свиной хвостик») который жестко закреплен на корпусе амортизатора
-с перегородкой в виде поршня или гибкой диафрагмы.
Все эти конструкции работают гораздо более эффективнее чем рассмотренные выше и активно используются в авто- мото- и т.д. спорте.

Амортизаторы DeCarbon с разделенными камерами

Французский ученый доктор Кристиан Де Карбон «Dr. Christian Bourcier DeCarbon» придумал конструкцию амортизатора в которой масло отделено от газа плавающим поршнем размещенным в корпусе амортизатора, но все другие варианты — это вариации основной идеи. Снаружи амортизатор DeCarbon выглядит как и амортизатор «emulsion» но внутри его содержится плавающий поршень и это делает его гораздо более эффективным.

Разделив масло от пространства компенсационной камеры и заправив ее азотом под высоким давлением мы значительно уменьшаем вероятность возникновения кавитации. Величина давления азота зависит от производителя. Давление азота в малой степени влияет на жесткость автомобильного амортизатора и не влияет на высоту положения кузова-это не пневматическая стойка. В амортизаторах для мотоциклов давление играет более существенную роль. Азот используется потому что он не содержит влаги, недорогой газ, но не только азот может быть использован.

Основной проблемой в оригинальной конструкции амортизатора DeCarbon ( с внутренним плавающим поршнем или Internal Floating Piston or IFP) является размер, амортизатор должен быть более длинным чем двухтрубный или однотрубный «emulsion». Для устранения этого недостатка используют выносные компенсационные бачки с вентилем для заправки, размещаемые отдельно или на корпусе. Выносные бачки также позволяют заправить больший объем газа и компенсируют больший объем вытесняемого масла.
Помимо распространенного мнения что амортизаторы с бачком работают лучше потому что-они содержат больший объем масла (в реальности не намного-дополнительный объем масла содержится в шланге, в 10-15% процентах объема бачка плюс корпус амортизатора заполнен маслом полностью), лучше охлаждаются (правильнее — меньше нагреваются), мало кому известна основное преимущество амортизаторов с бачком относительно «emulsion» амортизаторов без бачков при абсолютно одинаковой конструкции за исключением бачка. Они гораздо более надежны, эффективны и предсказуемы в настройке. В «emulsion» амортизаторах при перемещении поршня и как следствие нагреве, давление возрастает в несколько раз. Например при базовом значении давления 17 bar при работе оно вырастает до 40 bar и больше. Также амортизатор работает частично как пневматическая стойка, чем больше нагрев тем выше давление и характеристики меняются, эмульсия — нечто среднее между жидкостью и газом. Амортизаторы с бачком лишены таких недостатков, возникновения эмульсии не происходит, нагрев существенно меньше, давление меньше в разы, амортизатор стабилен в работе и более надежен при совершенно одинаковых используемых компонентах за исключением простой детали — выносного бачка. Ну и такие амортизаторы можно ставить как угодно, в любом положении.
Рисунки, материал из открытых источников интернета, перевод, компиляция материала автора.